Оригинальная рукопись романа "120 дней Содома" французского писателя маркиза де Сада (1740 - 1814) признана во Франции национальным достоянием и будет снята с торгов на аукционе в Париже, где ее собирались продать 20 декабря. Как сообщает агентство France-Presse, аналогичное решение было принято и в отношении манифестов основоположника сюрреализма Андре Бретона (1896 - 1966), которые также должны были уйти с молотка.
Министерство культуры "предложило начать переговоры о заключении прямого соглашения о приобретении этих работ по цене международного рынка", сообщил агентству аукционист Клод Агют. Перед началом торгов рукопись де Сада оценивалась в €4-6 млн, но государство, по данным газеты Le Figaro, готово предложить за нее €8 млн. За рукописи Бретона, в числе которых "Манифест сюрреализма", "Второй манифест сюрреализма" и сборник "Растворимая рыба", французские власти готовы заплатить €5 млн вместо €4 млн.
"Школа разврата"
Роман "120 дней Содома, или Школа разврата" - первое и самое известное произведение скандального французского маркиза. Это рассказ о четырех состоятельных развратниках, которые заперлись в уединенном средневековом замке и на протяжении пяти месяцев пытали там 46 своих жертв, получая от этого сексуальное удовольствие. Роман был написан маркизом Донасьеном де Садом в 1785 году, когда он сидел в Бастилии - тюрьме для государственных преступников, куда он был брошен по указу короля по обвинению в многочисленных преступлениях, в том числе сексуального характера.
Текст был написан всего за 37 дней на узком 12-метровом рулоне бумаги, склеенном из небольших листочков, которые де Саду удалось тайно доставить в свою камеру. Рукопись представляла собой черновик, и последние главы не были полностью завершены. Маркиз набросал лишь основные элементы сюжета и решил отложить работу над романом до лучших времен.Четыре года Донасьен прятал рукопись от надзирателей, опасаясь, что ее конфискуют. А в 1789 году началась Великая французская революция. Всего за несколько дней до штурма Бастилии, когда восставшие парижане ворвались в королевскую тюрьму и освободили узников, де Сада, как опасного смутьяна, вывели посреди ночи из тюремной камеры и без вещей отправили за пределы столицы - в лечебницу для душевнобольных Шарантон. Рукопись осталась в Бастилии. Через девять месяцев новые революционные власти выпустили де Сада из сумасшедшего дома и даже объявили жертвой старого режима. Когда новоиспеченный гражданин Сад (уже не маркиз) вернулся на площадь, где стояла Бастилия, в надежде найти свою драгоценную рукопись, никакой тюрьмы там уже не было - революционные горожане не оставили от нее и камня на камне. Донасьен решил, что роман утерян навсегда, и, по его собственным словам, "плакал кровавыми слезами". Писатель умер в 1814 году, так и не узнав, что рукопись на самом деле уцелела при штурме Бастилии и все последующие годы находилась в частных коллекциях. В 1904 году она была впервые опубликована берлинским врачом-сексологом Иваном Блохом.
Именно маркизу де Саду мы обязаны появлением термина "садизм", а роман "120 дней Содома", несмотря на шокирующее и скандальное содержание и даже запрет на его публикацию в некоторых странах, оказал большое влияние на мировую культуру. Творчество маркиза де Сада в XX веке вдохновило сюрреалистов, основоположником которых стал французский поэт и писатель Андре Бретон. В 1930 году режиссер-сюрреалист Луис Бунюэль (1900 - 1983) делает отсылку к "120 дням Содома" в последнем эпизоде своего фильма "Золотой век", сценарий для которого он написал совместно с Сальвадором Дали (1904 - 1989). В 1975-м итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини (1922 - 1975) снимает вольную экранизацию романа де Сада под названием "Сало, или 120 дней Содома", действие в которой переносится в XX век, в последние дни фашистского режима на территории марионеточной Республики Сало на севере Италии.
Судьба рукописи де Сада
В XX веке рулон с текстом "120 дней Содома" переходил из одной частной коллекции в другую и даже становился предметом длительных судебных разбирательств. В конечном счете рукопись выкупила французская компания Aristophil, торгующая предметами старины. Однако в 2014 году против компании было начато расследование из-за финансовых махинаций. В марте 2017-го суд постановил выставить на продажу имущество компании, в том числе и многочисленные рукописи, среди которых был оригинальный текст де Сада. Аукцион, главным лотом которого и должен был стать рулон со "120 днями Содома", был назначен на 20 декабря 2017 года.