На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

PS литературный журнал

1 097 подписчиков

15 лучших первых строк в художественной литературе

«Первые предложения – врата в миры» – так написала Урсула Ле Гуин в своём эссе «Дочь рыбачки». Если быть точнее: в руках наших самых выдающихся писателей первые строки накладывают мгновенное заклинание, захватывают ваше внимание как стартовый пистолет, задают тон и даже предвещают грядущие события.

Здесь мы выбрали 15 наших любимых начальных строк в литературе. Они не являются исчерпывающими, существует слишком много изысканных открывающих строк, чтобы всех их собрать в одном месте. Однако представленные ниже из разряда «сложно забыть».

1) "Зовите меня Измаил"
"Моби Дик", автор Герман Мелвилл (1851)

Бодрящий, загадочный и клаустрофобный. Вероятно, это самая популярная из самых известных первых строк, захватывающая внимание читателей, словно пощёчина по лицу. Вы скажите, да кто этот человек, называющий себя Измаилом, если это действительно его настоящее имя?

2) "Я человек-невидимка"
"Невидимка", автор Ральф Эллисон (1952)

Не просто культовая открывающая строка, но и глубоко загадочная. Как второпях объясняет сам безымянный рассказчик, это не случай из книг Эдгара Аллана По, как и не речь о голливудской незаметности, но о мужчине, которого игнорирует общество вокруг. Таким образом начинается один из непревзойдённых романов ХХ века.

3) "Началось это так. В начале была создана Вселенная. Это у многих вызвало крайнее раздражение, и в основном рассматривалось как плохой ход."
"Ресторан На краю Вселенной", автор Дуглас Адамс (1980)

Читали новости в последние дни? Временами трудно не согласиться с данной строкой из второй части трилогии Дугласа Адамса «Руководство для путешествующих автостопом по Галактике». А если вы не согласны (Вселенная, как минимум, даёт нам любовь, не так ли?), то вы всё еще можете посмеяться.

4) "Сегодня умерла мама. Или, может, вчера, не знаю."
"Посторонний", автор Альбер Камю (1942)

Итак, несомненно, у кое-кого проблемы с мамочкой, но какого сорта эти проблемы еще предстоит выяснить. Есть ли ему дело до того, что она умерла или же ему совсем всё равно? Очень трудно сказать. Мерсо выступает нашим рассказчиком, потрясающе проблемный социальный изгой, который изо всех сил пытается соответствовать ожиданиям общества тогда, когда его неумолимо тянет к убийству.

5) "Стояло какое-то безумное, удушливое лето, то самое лето, когда на электрическом стуле казнили чету Розенбергов, и я не вполне понимала, что делаю в Нью-Йорке."
"Под стеклянным колпаком", автор Сильвия Плат (1963)

Так. Много. Вопросов. А вы всего лишь прочитали первую строчку. Оказывается, зацикленная на смерти Эстер Гринвуд далеко не счастливая студентка колледжа на грани срыва. Но вы это уже и так поняли, верно?

6) "На борту кораблей вдалеке хранятся желания каждого человека"
«Их глаза видели Бога» ( Their Eyes Were Watching God ), автор Зора Нил Херстон (1937)

Не так часто открывающая строка выполняет двойную функцию – прекраснейший ввод в историю и полезный афоризм, однако это именно то, что вы получаете на первой странице одного из завершающих романов Гарлемского Реннесанса (культурное движение, возглавляемое ведущими афроамериканскими писателями и художниками, период расцвета афроамериканской культуры в 1920-е—1930-е годы. – прим.пер.).

7) "Мы были где-то на краю пустыни, неподалеку от Барстоу, когда нас стало накрывать"
"Страх и отвращение в Лас-Вегасе", автор Хантер С. Томпсон (1971)

Хорошо, достаточно очевидно, о чём будет книга. И он не просто запрокинул пару таблеток Нурофена после нескольких лишних часов на солнце. Нет, это «дикое приключение в самое сердце американской мечты» и безумное любовное письмо, адресованное паранойе, невменяемости и сверхчеловеческим уровням злоупотребления наркотическими веществами.

8) "И не вздумай болтать лишнего, если не хочешь мать в могилу свести. Богу своему жалуйся."
"Цвет пурпурный", автор Элис Уокер (1982)

Слова, сказанные жестоким отцом своей дочери, являются открывающей строкой в одном из наиболее зловещих и запоминающихся романов в литературе. Как и остальные шедевры Уокер, эта книга захватывает и её невозможно забыть.

9) "Был яркий холодный апрельский день, часы били тринадцать"
"1984", автор Джордж Оруэлл (1949)

В антиутопическом будущем Оруэлла ничего не предстает определённым, равно как и постоянным. Даже самим временем можно манипулировать, когда правление свергло Бога. Навязчивое послание, задающее мрачный тон самому выдающемуся роману 20-го столетия.

10) "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену"
"Гордость и предубеждение", автор Джейн Остин (1813)

Ещё один писатель, пожелавший изложить суть сразу с первого предложения. Шедевр Джейн Остин сводится почти к истории одного одинокого мужчины, счастья и подражательниц жён. Почти.

11) "В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения"
"Тайная история", автор Донна Тартт (1992)

Данная открывающая строка одновременно и сугубо техническая – определение места действия, персонажа и сюжета, и стилистически продуманная, что видно из того, как мгновенно устанавливается тон мрачной комедии. Более того, вы совершено убеждены, что попали в настоящие адские гонки «загадки убийства в обратном порядке», созданном Тартт.

12) "С Дохлого градом лил пот, он весь дрожал"
"На игле", автор Ирвин Уэлш (1993)

Десять слов и вы больше никуда не уйдёте. Во-первых, конечно же, язык – непростой, интуитивный, запутанный. Английский ли это вообще? И почему «Дохлый» дрожит? Прочитайте ещё немного, и вы погрузитесь в мир напряжённой дружбы, использованных героиновых иголок и фильмов о Жан-Клод Ван Дамме.

13) "В 124-м билась злоба. Злоба и ярость ребенка."
"Возлюбленная", автор Тони Моррисон (1987)

Сама по себе эта интригующая комбинация из слов и чисел больше похожа на пугающую японскую хайку. Но потом мы узнаём, что 124 — это название дома главной героини Сети, которую преследует её мёртвая дочь в книге-шедевре Тони Моррисон, получившей Пулитцеровскую премию, и тут по спине действительно начинает идти дрожь.

14) "Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое"
"Превращение", автор Франц Кафка (1915)

Нет необходимости краткого изложения наиболее известного рассказа Франца Кафки, оно уже присутствует в первом предложении. Человек превратился в таракана, и с этого момента всё начало идти по наклонной.

15) "Я сижу в раковине"
"Я захватываю замок", автор Доди Смит (1948)

Излюбленная открывающая строка любого книгочея, и одна из самых известных из когда-либо написанных строк. Из неё мы узнаём всё, что нужно о Кассандре, нашей энергичной, но заскучавшей 17-летней героине, живущей в разрушающемся замке со своей сестрой, восхитительной охотницей за мужьями, мачехой — бывшей моделью, и отцом, у которого творческий тупик.

Автор: Мэтт Блейк (Matt Blake)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх